Президент
ПМР внёс на рассмотрение Верховного Совета ПМР проект конституционного закона
«О внесении дополнения в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики»
Президент Приднестровья
Евгений Шевчук внёс на рассмотрение Верховного Совета ПМР проект конституционного
закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в
Конституцию Приднестровской Молдавской Республики». Глава государства, в
частности, предложил дополнить Основной закон государства Статьей 58-1
следующего содержания:
«Правовую
систему Приднестровской Молдавской Республики образуют федеральное
законодательство Российской Федерации, законодательство Приднестровской
Молдавской Республики и общепризнанные принципы и нормы международного права, а
также международные договоры.
Особенности
применения федерального законодательства Российской Федерации устанавливаются
конституционным законом».
С учётом
стремления приднестровского народа интегрировать в российское пространство
Президент Приднестровья считает необходимым введение в действие на территории
ПМР федерального законодательства Российской Федерации. «Это позволит
непосредственно распространить и применить российский законодательный опыт,
что, по мнению Президента, является непременной составляющей внутренней жизни
Приднестровья с учётом волеизъявления народа Приднестровской Молдавской
Республики «за последующее свободное присоединение к России» на
референдуме 2006 года, а также с учётом фактора безусловности воли народа и её
обязательности для всех институтов власти», - отмечается в пояснительной
записке к проекту конституционного закона.
Напомним, на
референдуме 17 сентября 2006 года приднестровский народ выразил свою
суверенную волю, высказавшись за независимость Приднестровской Молдавской
Республики и последующее свободное присоединение к России. Результат
референдума 17 сентября 2006 года стал отражением воли народа, определившей
вектор развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. За этот
вектор проголосовало более 97% из числа избирателей, принявших участие в
голосовании, а 2,3% - против. По данным последующих социологических
исследований, приднестровцы поддерживают свою позицию, высказанную на
референдуме в 2006 году. А последний социологический опрос по прошествии
6 лет после референдума показал, что 82,6% населения Приднестровья твердо
подтверждают выраженную волю народа на референдуме, 72,8% из опрошенных
стоят на позиции развития государственности вместе с Россией, как фундамент для
национальной идеи Приднестровья.
В пояснительной
записке к проекту конституционного закона указано, что «детальные
характеристики избранного вектора и конкретные механизмы сближения с Россией, к
сожалению, по настоящее время, не нашли своего отражения в определенных
законодательных нормах. Стоит отметить, что по результатам проведенного
референдума компетентными органами государственной власти надлежало принять
окончательные решения с учетом его результатов, о чем говорит пункт 4 статьи
145 Избирательного кодекса ПМР. Вместе с тем, до настоящего времени в правовом
поле Приднестровской Молдавской Республики отсутствует базовый законодательный
акт, декларирующий принципы реализации воли народа, выраженной на референдуме
2006 года, и определяющий основные направления реформирования законодательства
Приднестровской Молдавской Республики в контексте выбора свободного
присоединения к России».
Законодательной
инициативой Президента ПМР предлагается ввести в правовую систему Приднестровья
наряду с законодательством ПМР федеральное законодательство Российской
Федерации. При этом оговаривается, что приоритетным ориентиром должно являться
федеральное законодательство Российской Федерации, а законодательство ПМР, в
иерархии законодательства, должно занимать подфедеральный уровень. Особенности
применения федерального законодательства РФ, с учетом основ конституционного
строя, формы государственного устройства,
административно-территориального деления, будут установлены специальным
Конституционным законом. После принятия настоящей законодательной инициативы в
первом чтении, Указом Президента создается межведомственная комиссия по
подготовке проекта Конституционного закона из представителей всех органов
государственной власти.
«Перед
Приднестровьем остро стоит проблема встраивания в новую экономическую
реальность после подписания РМ Соглашения об УЗСТ с ЕС. В данной ситуации,
нужно проявить политическую волю и реализовать международные нормы и
декларации, которые были провозглашены на уровне всего цивилизованного мира.
«Декларация тысячелетий ООН» указывает, что, в первую очередь, должны
учитываться интересы людей, потом общества, а потом – государства. Отказ
учитывать интересы людей, проживающих в конфликтной зоне, и попытки навязать
определенные условия демонстрируют неприкрытое давление», - отмечается в
пояснительной записке к проекту конституционного закона.
У Приднестровья
имеется опыт работы в направлении плановой гармонизации, целью которой было
провозглашено создание основы для последующей интеграции Приднестровья в
правовое пространство России: непосредственно после референдума 2006 года
государство предприняло системные шаги в направлении гармонизации
законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством
Российской Федерации. Однако, несмотря на плановость, в целом гармонизация
носила фрагментарный и отрывочный характер, вследствие чего в ряде случаев
попытка интеграции в российское правовое пространство посредством гармонизации
приводила к существенному отклонению от этого курса.
«Волеизъявление
народа на референдуме 2006 года диктует необходимость чёткого и
унифицированного подхода в направлении сближения законодательства
Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации
путем четкой имплементации федерального законодательства РФ и стандартов
Таможенного союза. Вектор, избранный приднестровским народом, свидетельствует о
потребности более полной конвергенции правовых систем Приднестровья и
Российской Федерацией, для чего гармонизация законодательства в чистом виде
оказывается уже не в полной мере эффективным средством, отражающим потребности
времени и экономики», - подчеркивается в пояснительной записке к проекту
конституционного закона.
Президент
обращает внимание на то, что в Концепции внешней политики ПМР ключевым
направлением является всестороннее развитие взаимодействия с Российской
Федерацией. С 2012 года Приднестровье вошло в новый этап взаимодействия с
Россией: расширяются площадки сотрудничества, реализуются масштабные социальные
и гуманитарные проекты, прорабатываются вопросы интеграции Приднестровья в
торгово-экономическое пространство Российской Федерации. 25 октября 2013 года
по результатам встречи заместителя Председателя Правительства РФ, специального
представителя Президента РФ по Приднестровью Д.О. Рогозина и Президента
Приднестровской Молдавской Республики Е.В. Шевчука был подписан Протокол.
«Реализация подписанных соглашений требует четкого законодательного
базиса, причем, по мнению Президента ПМР, не гармонизированного, а унифицированного
с РФ», - подчеркивается в пояснительной записке к проекту конституционного
закона «О внесении дополнения в Конституцию Приднестровской Молдавской
Республики».
«Сложившиеся
исторические, культурные и экономические взаимосвязи между Россией и Приднестровьем
в рамках единого Русского мира наряду с геополитической заинтересованностью
России в общерегиональной стабильности объективно определяют необходимость
российско-приднестровских отношений стратегического партнерства», - считает
Президент ПМР.
Пресс-служба
Президента ПМР.
|