ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
ПРЕЗИДЕНТА ПРИДНЕСТРОВЬЯ Е.В. ШЕВЧУКА (II часть)
Газета «Новости», Виталий
Кондратиков: Как Вы оцениваете работу Правительства
при решении проблем, с которыми сталкиваются в Приднестровье? Я имею в
виду экономических, политических, социальных и пр.
Евгений Шевчук: Нужно
спрашивать людей, экономических агентов. У каждого, наверное, есть свое
мнение, и мы с уважением к нему относимся. Хочу сказать, что, несмотря на все
те сложности, которые есть на мировых рынках и у наших соседей, Правительство
Приднестровья демонстрирует довольно-таки высокую эффективность. Если
соизмерить те инструменты и возможности, которые предоставлены Правительству, и
их результаты деятельности, то хочу сказать, что Правительство Приднестровской
Молдавской Республики, по моему мнению, эффективно. Эффективно исполняет свои
задачи и достигает соответствующих результатов, которые показательны на конкретных
цифрах. Хочу привести пример по сбору налогов в 2013 году. По отношению к 2011
году мы собрали практически в 2 раза больше налоговых платежей. При том, что
экономическая ситуация непростая. Хочу сказать, что у нас один из самых низких
уровней инфляции в регионе. У нас самый стабильный курс национальной валюты. И
эти вопросы макроэкономической стабильности, стабильности социальных выплат
– это, безусловно, является огромной заслугой в целом Правительства
Приднестровской Молдавской Республики и иных органов государственной власти. Я
смотрю, что чем дальше, тем больше членов Правительства становятся еще более
профессиональными, более эффективными, и, я надеюсь, что 2014, 2015 годы будут
также периодом эффективного управления социально-экономическими процессами.
Буквально
недавно Верховный Совет принял еще один законопроект, который, на мой взгляд,
вооружит Правительство дополнительным инструментарием и механизмом для
оперативного управления в кризисных случаях на тех предприятиях, которые
находятся в непростой ситуации. Таких предприятий, к сожалению, очень много, но
этот закон предоставляет возможность более гибкого взаимодействия Правительства
с этими предприятиями, что также будет способствовать стабильному поддержанию
необходимых для всего общества, для всего государства параметров и показателей.
Поэтому я позитивно и положительно оцениваю работу Правительства
Приднестровской Молдавской Республики. При этом мы прекрасно понимаем, что есть
системные проблемы в экономике, которые привнесены 10-летиями, есть проблемы
внешнего характера. Основных у нас две: это проблема нестабильности на
мировых рынках и проблема неразрешенности ситуации с обеспечением нашей
внешнеэкономической деятельности стабильными транспортными маршрутами, в
частности, через приднестровско-украинский сегмент границы.
Валерий Демидецкий, ИТАР-ТАСС:
Евгений Васильевич, переговорный процесс. От этого никуда не деться. Все
проблемы решаются за столом переговоров, слава Богу. Когда Вы пришли к власти,
были избраны Президентом, переговорный процесс несколько оживился. И вот сейчас
переговоры, можно сказать, даже пробуксовывают. На Ваш взгляд, что можно
сделать для того, чтобы как-то решать эти проблемы между Тирасполем и
Кишиневом, несмотря на разность векторов? Что можно сделать для того, чтобы переговоры
были более эффективными? Те проблемы, которые существуют между двумя берегами
Днестра, мешают во многом людям на левом и на правом берегах нормально,
спокойно жить. На Ваш взгляд, почему переговоры действительно пробуксовывают в
последнее время?
Евгений Шевчук:
Спасибо. На мой взгляд, как Вы выражаетесь «пробуксовывают» переговоры, то есть
не достигают того эффекта, который ожидался изначально, из-за того, что нет
соответствующей политической воли достичь конкретного результата в важнейших
направлениях взаимодействия между Приднестровьем и Молдовой. Это проблемы
экономические, транспортные и так далее. Наверное, нет политической воли,
наверное, нет, к сожалению, у наших партнеров желания уйти от той идеологии,
которая была привнесена во взаимодействие между Кишиневом и Тирасполем с
2001-го года – конфронтационная идеология, идеология понуждения, ограничения,
попыток внешним давлением достичь для себя удобных политических позиций. И мы
видим, как до сих пор не решаются проблемы деблокирования внешнеэкономической
деятельности Приднестровья. На сегодняшний день Кишинев фактически блокирует
транспортное сообщение для приднестровских предприятий, не представляет
соответствующие документы, которые позволяли бы полноценно функционировать
грузовому транспорту для перевозки соответствующих товаров. Видите, какая
жесткая позиция по вопросам возможности открытия в Тирасполе аэропорта. Кишинев
выдвигает политические требования для того, чтобы решить эти проблемы. В
некоторых случаях эти требования практически ультимативны. И я считаю, что это
является основной причиной, когда нет продвижения по вопросам
социально-экономической корзины между Тирасполем и Кишиневом. Я как-то говорил
на одной из своих пресс-конференций и могу сейчас подтвердить, что Тирасполь в
6-7 раз больше внес инициатив в рамках переговоров, чем Кишинев. И это
говорит о том, что приднестровская сторона придерживается заявленной тактики
выстраивания взаимовыгодных отношений с Кишиневом, в первую очередь, в тех
сферах, которые являются болевыми для граждан, экономики. К сожалению, кроме
всем известного соглашения по железной дороге, серьезного позитива не удалось
достичь в других направлениях. Конечно, позитивно, что проводятся регулярные
встречи, рабочие группы с периодичностью проводят соответствующие встречи. Но
если проанализировать, например, встречу в Германии, где рабочие группы
докладывали о своей готовности внести предложения по целому ряду проблемных
вопросов, по моему мнению, опять молдавская сторона внятно, четко не ответила
на те предложения, которые были внесены Приднестровьем. И здесь у меня вызывает
обеспокоенность то, что эта идеология подавления, ограничения в отношении
разных аспектов, в первую очередь экономических, продолжает находиться в
головах некоторых чиновников в Кишиневе. Несмотря на то, что эта идеология не
продемонстрировала свою эффективность, она, наоборот, усугубляет взаимодействие
между Тирасполем и Кишиневом. Если наши партнеры - а мы это ожидаем - уйдут от
этой идеологии, то возможно очень быстро продвинуться в вопросах
социально-экономического взаимодействия. Нужно этим заниматься в первую
очередь. Это наша позиция. Мы неоднократно об этом говорили. Мы готовы
активно не только выдвигать предложения, но и участвовать в детализации
различных аспектов, чтобы эти проблемы решить. И, зная степень готовности
разных документов, при наличии политической воли это можно решить в
течение месяца. Но этой политической воли нет. Из всего можно сделать вывод,
что это соглашение об ассоциации с Европейским cоюзом в какой-то мере
предполагали использовать для того, чтобы экономически бороться с
Приднестровьем, достигать каких-то более твердых позиций в политическом
процессе диалога. Мы заявляли о том, что нам не представляли эти
документы, информацию о новых возможных правилах игры на внешних
рынках. Это негативный подход, изначально диалоги негативные, и мы получаем
негативный результат. На одной из встреч с руководителями Молдовы я неформально
говорил о том, что давайте перейдем к позитивным продвижениям и получим
позитивный результат. Не надо, делая рациональный позитивный шаг, ожидать сразу
результата. Нужно закладывать семя добропорядочного взаимодействия путем
конкретных предметных шагов. В первую очередь, это связано с транспортом, с
деблокированием этого непонятного смешанного таможенного оформления,
деблокированием банковского взаимодействия, которое на сегодняшний день мешает
экономике Приднестровья в полную мощь обеспечивать своих граждан, свое
население. Граждане прекрасно понимают, что из-за проблем взаимодействия между
Кишиневом и Тирасполем, условий, которые поставлены Кишиневом, многие
экономические агенты не могут в полной мере функционировать. Как они могут
относиться тогда к переговорному процессу? К переговорному процессу все больше
и больше негативное отношение у приднестровских граждан потому, что он не несет
конкретного предметного результата. Сами встречи – это, безусловно,
замечательный результат. Но его на сегодняшний день уже мало для того, чтобы
позиционировать как перспективную площадку для выработки наиболее стратегически
важных решений.
Николай Пахольницкий,
«Коммерсант.md»: Евгений Васильевич, скажите,
пожалуйста, в сентябре-октябре открыто опасались предстоящего саммита в
Вильнюсе. Вице-премьер Нина Штански и Вы открыто заявляли о том, что вы не
знакомы с условиями соглашения и не знаете, что будет дальше. При этом СМИ
постоянно говорят, что рынок Приднестровья больше ориентирован на Евросоюз,
большая часть экспорта приходится именно туда. Вам писали письма казаки,
рыбницкие общественники возмущались, то есть все переживали. Сейчас, когда
соглашение в открытом доступе, Вы его изучили? Что планируете делать после
2015-го года, когда истекут сроки отмены торговых преференций с
Евросоюзом?
Евгений Шевчук: Спасибо
за вопрос. Хочу тоже Вам вопрос озвучить: вы видели это соглашение на русском
языке? Не видели. Я его тоже не видел. Соглашение опубликовали после
подписания. А вот молдавских журналистов спрошу: вы на румынском видели
этот текст? Его даже на румынском нет, насколько мне известно. Это интересный подход
в подписании международного соглашения, когда для одной из сторон текст
формируется на языке третьей страны. Это что-то новое в международных
отношениях с точки зрения подписания экономических соглашений.
Приднестровье подключилось к последнему этапу не участия, а наблюдения процесса
разработки этих соглашений и подписания. Подключилось в какой части?
Когда на некоторых встречах в качестве наблюдателей наши представители
присутствовали без определения статуса, без определения возможности влияния на соответствующие
параметры этого соглашения. Полноценного участия нам никто не предоставлял.
Вместе с тем определенную информацию по части этих соглашений мы тогда имели.
Тогда это вызывало у нас беспокойство, и мы в открытую об этом говорили. Более
того, для того чтобы прояснить детали этих соглашений, я письменно
обратился к руководству Молдовы, чтобы представили текст этого соглашения для
проработки, потому что это очень большой текст документа и тарифные соглашения
требуют проработки со многими предприятиями. К сожалению, фактически
ультимативно нам было отказано. Вы знаете об этом. Опубликован уже подписанный
проект соглашения, и наши опасения после сверки этого текста, который мы
увидели после публикации, подтвердились. Наши эксперты пришли к точным выводам,
что при всей эйфории подписания этого соглашения приднестровская экономика
неконкурентоспособна (я не говорю о молдавской), для того чтобы в полной мере
конкурировать с соответствующими аналогичными производителями Европейского
союза. И многие позиции создают больше проблем, чем возможных позитивных
перспектив. Да, есть элемент позитивных действий представителей Европейского
союза, когда они определили переходный период до 1 января 2015 года. Но у всех
стоит вопрос: а что будет дальше? И здесь хотел бы вернуться к истории вопроса.
Закрытие участка приднестровско-украинской границы происходило в одностороннем
порядке в нарушение соглашений, в которых участвовала и Украина, в частности.
Таким способом была предпринята попытка переориентации приднестровского
экспорта на иные рынки: экспорт в этом направлении был закрыт. Второй момент.
На сегодняшний день соглашение только парафировано, Молдова изменила
транспортные коридоры для обеспечения сырьем наших предприятий, которые
занимаются экспортом. Уже сегодня экспортировать в Европу практически
невозможно, если сырье вы не завезете через Молдову. Опять же для
приднестровских предприятий удлинение маршрута создает проблемы. Никто ничего
не разъясняет, все действуют вслепую. На мой взгляд, это производная от идеологии
экономического подавления. Эта идеология приведет к разрушению основ
политического доверительного взаимодействия, которое было продемонстрировано в
2012-2013 годах. И чем быстрее от этой идеологии будут уходить наши партнеры,
тем больше перспектив выстраивания добрососедских отношений с нашими соседями. Пресс-служба Президента ПМР
|