В Григориопольском
районе прошла встреча с министром просвещения С.И. Фадеевой.
Встреча с
министром просвещения Приднестровской Молдавской Республики Светланой Ивановной
Фадеевой собрала в большом зале здания государственной администрации
Григориопольского района и города Григориополь большое количество не только
работников системы просвещения района, но и руководителей местных органов
власти, руководителей предприятий, организаций, учреждений района и города, а также
родителей. Разговор получился долгим и конкретным.
Представляя
общую ситуацию, Светлана Ивановна отметила, что имеющиеся проблемы
накапливались длительное время и одномоментное их решение просто не реально.
Министерство просвещения республики выбирает проблемы, не терпящие отлагательств, и старается
поэтапно их решать.
Так, в системе
дошкольного образования, главным, в том числе и для Григориопольского района,
остаётся вопрос нехватки мест в детских садах. За 2012 год в целом по
республике удалось открыть в дошкольных учреждениях 43 группы - ввести
дополнительно 845 мест для посещения детьми детских садов. Непосредственно в
Григориопольском районе открыты дополнительно 4 группы на 80 мест - в детских
садах г. Григориополь, п. Маяк, с. Малаешты и с. Буторы. Тем не менее, эта
проблема пока ещё не утратила своей актуальности.
Для обеспечения
качественного дошкольного воспитания и образования Министерством просвещения
разработаны Программы по замене технологического оборудования и мебели в
дошкольных учреждениях. При этом были учтены те «подводные камни», которые
«всплыли» при реализации Программы по замене школьной мебели. Сейчас данные
проекты Программ будут обсуждаться на уровне городов и районов, затем,
проанализировав все предложения и внеся соответствующие изменения, Программы будут
рассмотрены на коллегии Министерства, чтобы они вошли в проект бюджета 2014
года. Также в процессе разработки в Министерстве находится Программа развития
образования на молдавском и украинском языках, принятие и реализация которой
даст возможность обеспечить дошкольные учреждения методической литературой на
молдавском и украинском языках.
Обсуждая
проблемы общего образования, Светлана Ивановна напомнила, что реалии
сегодняшнего дня таковы, что система образования нашей республики должна быть
встраиваемой в систему образования России. Единое с Россией образовательное
поле позволяет сегодня выпускникам приднестровских школ обучаться в российских профессиональных
учебных заведениях на бюджетной основе, и документы об образовании, полученные
в ПМР, признаются в РФ. Что касается перехода в начальной школе на обучение по
новым стандартам, то в настоящее время проект стандартов разработан, проходит
обязательную процедуру общественного обсуждения и до Августовской конференции
работников системы просвещения он должен быть принят. Пока в 2013 – 2014 учебном году полностью
на новые стандарты перейдут три учебных заведения республики,
участвовавшие в эксперименте с 2009 года. Через год реализация учебного процесса по новым стандартам станет обязательной для
всех учреждений народного образования. В
ближайшие годы будет решён вопрос и о переводе на систему развивающего обучения
начальной школы.
Основной
проблемой для старшего звена образовательных учреждений является итоговая
аттестация учащихся выпускных классов. Отвечая на вопросы, министр просвещения отметила, что в нынешнем году
введено изменение, согласно которому сдача ЕГЭ обязательна только для
выпускников школ, желающих продолжить обучение в ВУЗах. Но для учащихся 9-х
классов условия аттестации решено оставить прежними. Светлана Ивановна аргументировано доказала целесообразность аттестации в форме ЕГЭ, так как именно этот
метод позволяет выявить реальные
показатели знаний у выпускников. «Итоги ЕГЭ позволяют нам сравнивать
уровень образования наших школьников с их сверстниками из других стран -
России, Украины, Молдовы. Анализируя итоги ЕГЭ, мы знаем, что в наших школах на
достойном уровне ведётся обучение родному языку, математике, а по таким
предметам, как иностранные языки, физика, история – имеются проблемы», -
сказала С.И. Фадеева. Поэтому проведение ЕГЭ будет сохранено, но пока совершенствуется. Кстати, в средние и начальные профессиональные учебные
заведения принято решение организовывать набор студентов не по результатам ЕГЭ,
а по конкурсу аттестатов.
И, конечно же,
самая основная проблема, которой уделила внимание министр просвещения, - это кадры. Реорганизация
Тираспольского педагогического института в университет повлекла переход от
педагогического образования к академическому. Поэтому Министерство просвещения
создало совместно с университетом комиссию, главной целью работы которой станет
постановка обучения по педагогическим специальностям на педагогические
стандарты. Предвосхищая вопросы, связанные с оптимизацией системы образования,
Светлана Ивановна отметила, что оптимизация системы народного образования - самый злободневный и животрепещущий вопрос
для всех образовательных учреждений, но «оптимизация должна быть разумной».
Притом, это осознанная необходимость,
пока другого выхода нет. Был затронут
вопрос о повышении заработной платы работникам отрасли. Министр рассказала о
принятом в правительстве решении:
пересмотреть систему тарификации, не повышать оклады всем подряд, а в первую очередь увеличить доплаты
за квалификационные категории. Эта
система оплаты будет для педагогов стимулом
постоянно работать над повышением своей квалификации. «Уравниловки», по мнению
С.И. Фадеевой, не должно быть.
Татьяна Петровна
Поян, директор одной из крупнейших школ в районе Малаештской ОСШ, задала
министру целый блок вопросов, волнующих практически всех.
1.
Рентабельность 6-ти дневной учебной недели. Может целесообразнее утвердить 5-ти
дневку?
Министр ответила, что нельзя нарушать нормы,
установленные Минздравом. Для нас самым главным должно быть здоровье детей.
2. Организация
питания учащихся 1-4-х классов на средства гуманитарной помощи РФ заслуживает
благодарности, но возникает вопрос относительно калорийности этих завтраков.
Малыши просто «сорят» продуктами. Притом, на 8 рублей в день полезнее было бы накормить большее количество детей.
Светлана
Ивановна согласилась, что завтраки обильны и зачастую некоторые продукты
несовместимы. С конца апреля месяца над изучением данного вопроса работает комиссия,
состоящая из специалистов Министерства просвещения и Министерства здравоохранения.
Цель - разработать такую систему питания, при которой, улучшив качество питания
и установив калорийный баланс, будет создана экономия средств, позволяющая
охватить питанием учащихся 5-6-х классов. Оптимально - обеспечить детей именно горячим
питанием.
3. Педагогов
волнуют условия прохождения курсов повышения профессиональной квалификации.
В планах
Министерства решить эту проблему путём создания единого педагогического
комплекса, куда войдёт и ПГИРО.
4. Вопрос
касался нехватки учебников на молдавском языке. Т.П. Поян привела пример, что
согласно новому базисному плану курс «Обществознание» преподаётся с 6-го
класса. В 2012 году учебник по данному предмету для 6-го класса поступил в
школу в январе, а в нынешнем году ученики 7-го класса получили учебники по
обществознанию уже в конце учебного года. И в следующем году подобное
повторится, так как учебник для 8-го класса ещё не прошёл процедуру перевода на
молдавский язык.
Отвечая на данный вопрос, С.И. Фадеева
проинформировала о реализации в 2008-2012 годах в республики Государственной
программы «Учебник», в ходе которой было издано 36 наименований учебников на
молдавском языке и 31 наименование на русском языке. В настоящее время разработана новая программа «Учебник» на
2013-2015 годы. Одной из попыток решения обеспечения школьников учебниками
может быть введение «электронной библиотеки».
5. Родителей
волнует вопрос стоимости аренды учебников, в нынешнего года увеличившейся в два раза. Педагоги Малаештской школы
подсчитали, что семье, в которой два ученика, например 6-го и 9-го классов,
придётся заплатить за аренду учебников порядка 500 рублей. Это может привести к
тому, что родители не будут брать весь комплект учебной литературы.
Министр посчитала вопрос правомерным, и
сообщила, что по её данным, комплект учебников будет стоить 80-120 рублей. Но
по-другому укомплектовать школу учебниками в настоящее время не представляется
возможным.
6. Будет ли
новое штатное расписание?
На этот вопрос
поступил отрицательный ответ министра, так как оно не утверждено в Министерстве
финансов.
Последние два
вопроса касались проблем с канализацией и отоплением в школе. Их министр
переадресовала главе государственной администрации.
Также на
местном уровне должен быть решён вопрос, волнующий родителей и общественность
города. Двор Григориопольской средней школы №2 нельзя в полной мере назвать
школьным двором, так как здесь расположены гараж и склад Управления
просвещения, а также автошкола. «Всё это не только портит внешний вид школьной
территории, но и создаёт опасные ситуации», - сказала ветеран педагогического
труда М.В. Ермолаева. «Данный вопрос находится на стадии рассмотрения», -
заверила начальник районного Управления просвещения Е.В. Гандрабура.
Вопрос,
касающийся сдачи в долгосрочную аренду григориопольского картодрома, будоражит общественность уже несколько
месяцев. Был он поднят и на данной встрече. В.И. Митковский обратил внимание
министра, что в Григориопольском районе с 2000 года наблюдается нехорошая
тенденция, когда социально-культурные объекты сдаются в аренду или передаются в
собственность другим организациям. Глава госадминистрации района и города Я.В.
Верещак пообещал дать подробную информацию по данному вопросу на конференции
Общественного Совета района, которая состоится 31 мая. Министр, в свою очередь,
также обязалась изучить ситуацию и дать свой ответ.
Также на
встрече обсуждались вопросы оптимизации школ района, развития культуры, а также
патриотического воспитания подрастающего поколения. На все вопросы были даны
конкретные исчерпывающие ответы, суть которых
в том, что, несмотря на непростые условия, будет делаться всё возможное,
чтобы система образования соответствовала современным требованиям.
Завершая
разговор, С.И. Фадеева поблагодарила присутствующих за плодотворную встречу.
|