Профессиональный
праздник отметили работники архивов и управления документацией.
Архив - не только хранилище
истории, но и время, застывшее на страницах, которое благодаря архивистам
обретает новую жизнь, становится достоянием широких кругов общества.
Составляющей частью деятельности
госадминистрации района и города является деятельность отдела по управлению
документацией и архивами Григориопольского района, который выполняет две
взаимосвязанные задачи: осуществляет государственную функцию по сохранению и пополнению
документов Архивного фонда ПМР, являющихся государственной или муниципальной
собственностью и удовлетворяет информационные потребности организаций и обычных
граждан.
Основная задача отдела -
реализация государственной политики и контроль в сфере архивного дела и
делопроизводства на территории района.
Минувший год был очень
напряженным, плодотворным и интересным. Фонды архива пополнились новыми
коллекциями документов по истории предприятий, организаций и учреждений района.
О том, как работает архив
рассказала Светлана Казакова, начальник отдела по управлению документацией и
архивами Григориопольского района.
Одной из основных задач
деятельности районного архива является работа с предприятиями, учреждениями,
организациями района. Ежедневно архив оказывает им практическую и методическую
помощь в ведении делопроизводства и обеспечении сохранности документов,
упорядочением документов, которые образовались от деятельности данных
учреждений. Проводится постоянная работа по улучшению условий хранения документов
и их использования, созданием научно-справочного аппарата к ним. В целях
контроля за обеспечением сохранности документов Архивного фонда ПМР в
организациях-источниках комплектования архива проводятся комплексные проверки.
В помощь организациям района по
архивному делу и делопроизводству проводятся семинары ответственных лиц,
работающих с документами. Районный государственный архив является базой
практики для студентов 2 курса исторического факультета Приднестровского
государственного университета им. Т.Г. Шевченко.
Значительную часть времени
сотрудники архива уделяют исполнению запросов организаций и граждан. В рамках
оказания услуг по предоставлению архивных справок, копий и выписок в 2012 году
в адрес архива поступило 1087 запроса, из них 554 запроса социально-правового
характера и 533 запроса по личному составу.
Выдано 811 архивных копий,
выписок, справок социально-правового характера и 538 по личному составу.
В межведомственные архивы по
личному составу (МВА) сел и поселков поступило более 600 запросов и выдано 4580
архивных выписок, в том числе с. Малаешты - 752, с. Тея - 655, с. Спея - 628.
В соответствии с установленным
законодательством нормативный срок рассмотрения обращений граждан не превышает
20 дней.
На 1 января 2013 года в списке
источников комплектования архива числится 51 организация. Проводится работа по
формированию Архивного фонда ПМР. За истекший год на хранение поступило от
организаций - источников комплектования архива 208 дел постоянного хранения и
по личному составу - 958 ед. хр. от ликвидированных организаций.
В районном архиве сформировано
155 фондов, находится 21100 ед. хранения, в том числе 2800 ед. хр. - документы
по личному составу. В межведомственных архивах по личному составу сел и
поселков сформировано 40 фондов, в которых находится на хранении 21300 единиц
хранения.
В архиве имеются три
архивохранилища, протяженность стеллажных полок в которых составляет 373
погонных метров. Степень загруженности 60%.
Архив осуществляет целый комплекс
мероприятий по организации сохранности документов Архивного фонда района и
области, их государственного учета, недопущению случаев утраты и хищений, по их
реставрации, поддержанию противопожарной безопасности.
В хранилищах постоянно
поддерживается температурно-влажностный и световой режим, соблюдается
санитарно-гигиенический режим хранения документов. Практикуется проведение
санитарных дней и регулярное проветривание хранилищ.
В последние годы роль архива
стала особенно заметной в социальной сфере. Архивные справки о трудовом стаже,
заработной плате помогают нашим землякам успешно реализовывать свои права,
гарантированные законом. Увеличилось количество запросов о размере заработной
платы за ряд лет для перерасчета размера пенсий.
В последние годы население района
стало чаще обращаться за правоустанавливающими документами на домовладения и
земельные участки.
В век информационных технологий
работа архива строится с учетом требований времени: это и перевод архивных
фондов в электронный вид, и подготовка к оказанию услуг в электронном виде.
Запросы граждан исполняются по
заявлениям, получаемым архивом как непосредственно от заявителей, посещающих
архив, так и по почте. Архив готов к тому, чтобы определенные виды услуг
оказывать в электронном виде. Каждый заявитель, которому необходимо получить
копию архивного документа, может направить свое заявление по электронной почте.
После рассмотрения заявления будет подготовлена архивная копия документа,
которую заявитель может получить в архиве в сроки, определенные правилами
работы архива. Если в архиве документов нет, дается разъяснение о том, куда еще
можно обратиться.
Приоритетным направлением
деятельности архива является решение проблемы защиты прав граждан в вопросе
сохранения их трудовых историй. Стыдно смотреть в глаза гражданам, обратившихся
с просьбой о подтверждении трудовой деятельности и не по вине специалистов
архива, получающих отрицательный ответ, о том, что данных документов нет.
Юридические лица негосударственной формы собственности, образовавшиеся в
последние 20 лет (частные и малые предприятия, кооперативы, общества с
ограниченной ответственностью), при своей ликвидации не сдают на хранение в
архив приказы о приеме и увольнении, книги по начислению заработной платы.
Видимо руководители данных организаций не думают, что и они в свое время будут
оформляться на пенсию.
Для сохранения документальных
свидетельств о современном городе и его жителях, архив готов комплектоваться
документами личного происхождения. Поступающие документы не оседали бы мертвым
грузом в хранилищах архива, а могли улучшить качество работы читального зала и
использоваться так, чтобы остались в памяти людской жизнь и деятельность,
заслуги и подвиги земляков. Фонды архива открыты для всех, кого интересует
история родного края.
В перспективе планируем проводить
новую форму работы, как обмен опытом. Для повышения стимула и дальнейшего
развития организовывать выездные семинары на базе ведомственных архивов
аппаратов представителей главы госадминистрации сел и поселков. На местах
рассматривать вопросы хранения документов в архивохранилищах, их учет и
безопасность. Ответственные за архивоведение будут знакомиться с работой
коллег, делиться своим опытом и обсуждать насущные проблемы в работе.
В отделе
работает 3 специалиста с высшим образованием. В современных условиях архив -
это целая индустрия, которая требует работы специалистов с высоким уровнем
специальной подготовки, знающих историю, делопроизводство, технологии хранения
документов, усидчивости и большого внимания, собранности и терпения и многое
другое, они заботятся о том, чтобы сохранить вверенные им ценности для будущих
поколений.
Нашу современную жизнь невозможно
представить без архивов. Ведь это наша история, это наша с вами жизнь, жизнь
наших предков. Труд архивистов очень важен, ведь информация должна жить долго и
может понадобиться в любой момент! Архивисты работают со вчерашним днем, нужным
нам сегодня и в будущем, и в наш профессиональный праздник я от всего сердца
желаю всем здоровья, благополучия, быть настоящими мастерами своего дела, не
терять в архивах ни строчки и жить счастливо!
|