14
августа – начало Успенского поста
Это
самый короткий из всех постов, длится всего две недели. Начинается он янтарным
медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным
праздником Успения Божией Матери
14
августа, в день Происхождения древ Животворящего Креста Господня,
Высокопреосвященнейший Савва, Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский,
совершил Божественную литургию, а накануне Всенощное бдение, в кафедральном
соборе Рождества Христова в Тирасполе, сообщила пресс-служба епархии.
За
Всенощным бдением по уставу Святой Церкви был вынесен на середину храма Крест
Господень, а в сам праздник, по окончании Божественной литургии Владыка Савва
по древней церковной традиции освятил урожай нового меда и цветы,
принесённые прихожанами.
«В
отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения
(скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости,
потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить, – говорят
священнослужители. – Успенский пост – это время, когда мы отряхиваем с себя
все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить,
– жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы
призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет
получаться чудовищная и кощунственная пародия, мы, будто бы во имя Божие,
превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется
расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».
После
молитвы на освящение нового мёда в Христо-Рождественском кафедральном Правящий
Архиерей в своем Архипастырском слове поздравил верующих с праздником и
наступлением Успенского поста, рассказав верующим о значении праздника и о
начавшемся в этот день Успенском посте, который предшествует великому празднику
Успения Пресвятой Богородицы.
Успенский
пост уже считается осенним. Он открывает врата нового времени года, а завершает
церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский
пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до
праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий,
как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.
В
Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения
Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI
века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В
«Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви
Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа:
«А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и
просвещения ради людского, по всем градам и весем». В этот день же установлен
праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы
в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских
болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.
По
принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту
(по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе
с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название
праздника – медовый Спас).
|