Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Сайты

Тендер

Анонс


Отчеты
Карта
  • Карта Григориополя
  • Погода

    Григориополь

    Официальный курс

    ПРБ

    Официальные курсы валют ПРБ
    Главная » Статьи » События в районе

    подробнее...

     Елена Гиржул: «У нас много работы, тут не до «сюрпризов» 

    О финансовом самочувствии Республики, о доходах и расходах государственной казны, о проводимой государством политике в части предоставления льгот и привилегий, о проекте бюджета на предстоящие три года рассказала министр финансов Приднестровской Молдавской Республики Елена Гиржул.

    - Елена Георгиевна, прошлый год был непростым для Республики, как, впрочем, и многие другие.  Вообще, сколько средств поступило в казну по итогам первого полугодия, как мы ими распорядились?

    - За первое полугодие 2013 года в доход консолидированного бюджета поступило налоговых доходов на сумму 1 млрд. 94 млн. рублей. Это на 175 млн. рублей (или 19,1%) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2012 году в государственную казну поступило 1,9 млрд. рублей - почти на 600 млн. рублей больше, чем в 2011 году.

    - Рост бюджетных доходов не может не обнадёживать, но чем объясняется это «финансовое чудо», ведь новых производств в Республике практически не появилось, количество рабочих мест кардинально не увеличилось, опять же, те же металлурги и цементники простаивали?

    - Прежде всего, принимаемыми Президентом, Правительством решениями по стабилизации финансово-экономической ситуации, задействованию имеющихся ресурсов для наполнения бюджета, оптимизации расходов, а также проводимой государством политикой в области повышения финансовой дисциплины, выведения части бизнеса «из тени». Средства, которые ранее шли мимо бюджета, сейчас направляются в казну и используются на бюджетные нужды. Но должна заметить, что получаемых Республикой доходов по-прежнему недостаточно, расходы по-прежнему превышают наши доходы. Так, в первом полугодии расходы только по социально-защищённым статьям составили 1,3 млрд. рублей, тогда как доходов, напомню, мы получили 1,09 млрд. рублей. Всего же расходы республиканского бюджета в первом полугодии составили 1 млрд. 659 млн. рублей.

    - Куда они были направлены?

    - Несмотря на сложное экономическое состояние, государство продолжает выполнять свои социальные обязательства перед населением. Львиная часть полученных доходов - 959 млн. - пошла на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. 90 млн. составили трансферты местным бюджетам на социальные выплаты, 127 млн. рублей  - социальные пенсии и компенсационные выплаты населению, 8 млн. - стипендии. На индексацию вкладов населения из бюджета было направлено 22 млн. рублей. Почти 2 млн. рублей были направлены на реализацию мероприятий в рамках Государственных целевых программ в области здравоохранения, 5,5 млн. рублей - на лечение больных за пределами Республики. 927 тыс. рублей составили пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в организациях, обеспечивающих их содержание, воспитание и образование. Почти 4 млн. рулей были направлены на содержание детей, находящихся под опекой, и ещё 3 млн. рублей - на содержание детей-сирот, обучающихся в профессиональных учебных заведениях. На приобретение медико-фармацевтической продукции, продуктов питания для соответствующих организаций здравоохранения, образования было затрачено 55,5 млн. рублей (9 млн. - на медикаменты, 46 млн. - на продукты) и другие выплаты. Повторюсь, несмотря на имеющиеся трудности, государство не снимает с себя бремя социальных обязательств, и этим мы, к слову, выгодно отличаемся от наших соседей. Проведённый сравнительный анализ налогового законодательства Украины и Молдовы говорит о том, что наши соседи отказались (и давно) от многих налоговых преференций, предоставляемых населению. У нас же они предоставляются - например, стандартные налоговые вычеты по подоходному налогу с физических лиц.

    - Наверное, многие приднестровцы не знают, какие налоговые льготы предоставлены им государством.

    - Их довольно много. В соответствии с законодательством, налоговый вычет в размере 40 РУ МЗП (324 рубля) предоставляется лицам, награждённым нагрудным знаком «Почётный донор ПМР», а также аналогичным знаком бывших СССР и МССР. Налоговый вычет в размере 70 РУ МЗП (567 рублей) предоставляется молодым специалистам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, в течение первых трёх лет после окончания высшего или среднего профессионального учебного заведения, 40 РУ МЗП, или 324 рубля - молодожёнам, впервые вступившим в брак, в течение первых трёх лет брака. На социальный налоговый вычет в размере 360 расчётных уровней минимальной заработной платы, или 2 916 рублей, имеет право супруг в случае смерти второго супруга.

    - Давайте объясним населению, что социальный вычет - это не «отнимание» из их доходов, как многие понимают, определённой суммы, а наоборот, освобождение от уплаты подоходного налога обозначенного размера РУ МЗП.

    - Совершенно правильно, вычет из подоходного налога - это льгота, предоставляемая государством. То есть это та сумма, которая не подлежит налогообложению. Соответственно, и итоговая сумма подоходного налога уменьшается, а в некоторых случаях (например, у молодожёнов с детьми или у молодых специалистов) - и вовсе подоходный налог не уплачивается. Кроме того, нашим законодательством, в отличие от той же Украины, предусмотрено, что подоходным налогом не облагаются ежемесячные выплаты неработающим пенсионерам, выплачиваемые организацией, с которой данные пенсионеры состояли в трудовых отношениях на момент выхода на пенсию. Например, коллективным договором, принятым на ММЗ, предусмотрена выплата своим работникам корпоративной пенсии вдобавок к государственной, так вот эти выплаты не облагаются подоходным налогом.

    Не облагаются этим налогом выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, доходы, как в денежной, так и в натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке наследования, при этом «близость» родства (отец это или троюродный дедушка) не имеет значения. В Украине же, например, доходы, полученные в порядке наследования, не облагаются подоходным налогом только в случае, если наследство получено от родственника так называемой «первой линии» (отец, мать).

    Освобождены от уплаты подоходного налога доходы, получаемые физическими лицами, являющимися резидентами Приднестровья, за выполненные работы и оказанные услуги в рамках проектов технической помощи. Здесь в качестве примера приведу проект, реализуемый на территории Республики АНО «Евразийская интеграция», в котором в качестве субподрядчиков будут задействованы приднестровские строительные организации. Так вот, заработная плата их работников не будет облагаться подоходным налогом, поскольку этот проект «вписывается» в рамки проекта технической помощи.

    Хотела бы отметить, что у нас отличается и размер обязательного страхового взноса. Напомню, основная часть приднестровских организаций уплачивает единый социальный налог в Единый государственный фонд социального страхования в размере 25% от налогооблагаемых выплат, начисленных в пользу каждого отдельного работника и иного физического лица. Одновременно с заработной платы работников удерживается обязательный страховой взнос в размере 3%. В Молдове организации уплачивают взносы обязательного социального страхования в размере 23%, при этом с дохода работников удерживается 6%. Кроме того, организации и физические лица уплачивают взносы на медицинское страхование по 3,5%.

    В Украине размер страхового взноса для организаций устанавливается в зависимости от классов профессионального риска производства и составляет, в среднем, 35%. Физические лица уплачивают страховой взнос в размере 3,6%.

    И это ещё не всё. С нового года Правительство предлагает ввести дополнительные налоговые льготы. Наше Министерство подготовило по поручению Президента изменения и дополнения в Закон «О подоходном налоге с физических лиц», которыми предусматривается увеличение размера имущественного налогового вычета для одного из супругов (речь идёт о молодых семьях). Если в настоящее время размер имущественного вычета для всех граждан, приобретающих жилье, составляет 10 000 РУ МЗП (81 тыс. рублей), то мы предлагаем увеличить его размер для молодой семьи до 34 000 РУ МЗП, или 275 400 рублей. Это стоимость двухкомнатной квартиры, а в некоторых районах - и трёхкомнатной. Нововведение, в случае его принятия Верховным Советом, будет действовать следующим образом: один из супругов молодой семьи, приобретшей квартиру, будет освобождён от уплаты подоходного налога в пределах указанной суммы, причём не в одном налоговом периоде, а в течение всего времени, пока не использует всю льготу. Данная законодательная инициатива направлена на поддержку молодых семей в решении жилищного вопроса.

    Государство также считает необходимым поддержать молодых специалистов-педагогов, работающих в сельской местности. Сегодня на селе кадровая проблема стоит остро, поэтому в целях мотивации молодых педагогических кадров Правительство предлагает уменьшить для них размер подоходного налога с 15 до 5% в течение пяти лет. Министерство финансов совместно с Министерством экономического развития подготовили соответствующую законодательную инициативу, которая будет представлена на рассмотрение Верховного Совета после окончания парламентских каникул.

    Также предлагается восстановить социальную справедливость в отношении военнослужащих, призванных в ряды Вооружённых Сил после окончания учёбы в высших или средних заведениях профессионального образования. Они, напомню, как молодые специалисты  имеют право на социальный вычет в течение первых трёх лет после окончания учебы. Но, служа в армии, они «теряют» полтора года, в течение которых не могут воспользоваться социальными вычетами, поэтому предлагается засчитывать им срок действия социальных выплат в течение первых трёх лет после увольнения из рядов Вооружённых Сил, пограничных и внутренних войск в запас по истечении установленных сроков военной службы по призыву, при условии, что данный налоговый вычет ранее им не предоставлялся.

    Также предусмотрены налоговые льготы и для фермерских хозяйств. Напомню, в июле этого года были приняты поправки в Закон «Об индивидуальном предпринимательском патенте», предусматривающие 100%-е снижение платы за патент по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере растениеводства, цветоводства для главы и членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в случае если площадь земель, приходящихся на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, не превышает 1 га, но не более 3 га, в целом, на крестьянское (фермерское) хозяйство, состоящее из нескольких членов. Льгота применяется при условии отсутствия задолженности по уплате земельного налога и самостоятельной (силами членов крестьянского (фермерского) хозяйства) обработки земли.

    Данная норма, призванная поддержать мелкие хозяйства, вступит в действие с 1 января 2014 года и продлится по 31 декабря 2016 года.

    Государство также участвует и планирует далее участвовать в решении такой застарелой проблемы, как жилищный вопрос. Но поскольку на данном этапе страна не располагает финансовыми возможностями для строительства социального жилья в необходимых объёмах, то предлагается вариант поддержки наиболее нуждающихся в жилье категорий граждан посредством предоставления льготного кредита. По линии госадминистраций такая работа уже проводится, молодым семьям предоставляются кредиты под 1% (сумма кредита - около 100 тыс. рублей), планируется такую поддержку оказывать и на уровне республиканского бюджета. При разработке проекта бюджета на 2013 год мы предлагали предусмотреть участие государства в погашении части процентов по кредитам на жильё работникам бюджетной сферы. Например, ипотечный кредит составляет 9-10%, государство погашает 5%. Но из-за непринятия бюджета эта норма не получила своего развития, мы планируем её перенести в бюджет 2014-2016 годов. Если это предложение найдёт поддержку, то далее будут прописаны механизм его действия, категории получателей кредита, условия его погашения и т.д.

    - С этого года был увеличен и необлагаемый подоходным налогом минимум. Насколько он был увеличен, и каковы их выгоды от такого увеличения?

    - В соответствии с Законом «О подоходном налоге с физических лиц», работающие приднестровцы при определении налоговой базы имеют право на получение стандартного налогового вычета, размер которого ежегодно увеличивается. Так, в 2011 году его размер составлял 90 расчётных уровней минимальной заработной платы (РУ МЗП), или 598,5 рублей (90 РУ МЗП х 6,65 рублей), а в прошлом году «подрос» до 100 РУ МЗП, или 750 рублей (100 РУ МЗП х 7,5 рублей). C 1 января 2013 года данный налоговый вычет предоставляется уже в размере прожиточного минимума в среднем на душу населения, рассчитанного за месяц, предшествующий месяцу, за который производится начисление заработной платы. В денежном выражении это составляет порядка 1200 рублей.

    - Что такое стандартный налоговый вычет, и что он нам даёт? Например, у меня зарплата 2400 рублей, следовательно, из них только 1200 руб. облагаются подоходным налогом?

    - Правильно. Действительно, из вашей зарплаты под налогооблагаемую базу попадают только 1200 рублей. Если вам положены ещё и другие льготы (например, как молодому специалисту, как матери, имеющей несовершеннолетних детей), то они тоже учитываются, и, следовательно, налогооблагаемая база становится ещё меньше. У нас есть категории работников, которые по совокупности положенных им социальных выплат вообще освобождены от уплаты подоходного налога. Это и есть те льготы, которые предоставляет государство, это поддержка населения, получающего невысокие доходы. Повторюсь, таких налоговых преференций нет ни в Украине, ни в Молдове. Например, только за счёт того, что стандартный налоговый вычет увеличился в этом году (по сравнению с 2012 годом) до размера прожиточного минимума, работающие приднестровцы получили в виде налоговых преференций (за счёт увеличения необлагаемой подоходным налогом суммы) дополнительно к зарплате 180 рублей.

    - 2013 год Республика прожила без бюджета. Оказалось, жить можно, но сложно. Как продвигается работа над проектом основного финансового закона страны на 2014-2016 годы? Не ожидаются ли новые «сюрпризы» при его принятии?

    - Проект закона о республиканском бюджете, как и было озвучено в ежегодном Послании Президента, рассчитан на три года, работа над ним практически завершена. В конце августа Министерство финансов представит его на рассмотрение Правительства, с тем, чтобы к 10 сентября он был направлен в Верховный Совет на рассмотрение и принятие. Замечу, каждый год его параметры будут корректироваться с учётом инфляционных процессов, экономического состояния Республики, статистических данных о количестве работающих, пенсионеров и т.д.

    Что касается «сюрпризов», под которыми вы, вероятно, подразумеваете вероятность повторения ситуации с непринятием бюджета, то, надеюсь, нам удастся их избежать, и 2014 год Республика встретит с новым финансовым законом. В условиях нестабильной мировой финансово-экономической ситуации, имеющихся внутренних трудностях и, прежде всего, увеличения разрыва между количеством занятых в реальном секторе экономики и количеством иждивенцев (уже сегодня на 40 тысяч работающих приходится свыше 200 тысяч пенсионеров и бюджетников) перед исполнительной и законодательной ветвями власти стоят общие задачи по минимизации внешних и внутренних экономических угроз, оптимизации бюджетных расходов и, как следствие, улучшению ситуации в Республике, повышению уровня жизни приднестровцев. У нас много работы, тут не до «сюрпризов».

                                                                                                                              Людмила Михайловская.

    Категория: События в районе | Добавил: admin (20 Августа 2013)
    Просмотров: 659 | Рейтинг: 0.0/0
    Госадминистрация Григориопольского района и г. Григориополь 2024
    Бесплатный хостинг uCoz